3 сентября 2019 г.
Еще до рождения Лиры я стала интересоваться тем, как создать среду, в которой она сможет расти и развиваться наиболее органичным образом. Уже не в первый раз я столкнулась с разработками Марии Монтессори. Да-да! Оказывается уже с первых дней (и даже минут) развития можно применять идеи этого великого детского психолога и педагога. Но Монтессори среда начинается вовсе не со специальных пособий или упражнений. Она про особое деликатное отношение к ребенку.
Как мы организуем Монтессори дома?
- В первую очередь, уважительно обращаемся к Лире. Малышки отдельные личности, пусть и заключенные пока что в маленьком неразвитом тельце. Размеренные движения, нежные прикосновения, объяснения того, что происходит — все это важно, чтобы не напугать ребенка. Оказывается от малейшего шума или резкого движения карапуз вздрагивает (рефлекс Моро) и происходит резкий выброс адреналина.
- Получаем разрешение («Сейчас мы будем принимать ванну, сейчас польется «дождик», позволь мне тебя переодеть, давай почистим носик, чтобы он хорошо дышал» и так далее). Малышу важно подготовиться к новой активности, а взрослому — сформировать привычку уважать личное пространство ребенка.
- Внимание к окружающей среде — красивые образы и природа, которую Лира созерцает, например — в Аптекарском огороде, богатая речь (использование истинных названий предметов, разнообразная лексика), изучение материалов (Лира прикасается к дереву, ткани, металлу, стеклу, песку, растениям, вдыхает ароматы цветов и наблюдает за солнечными бликами).
- Разговариваем с Лирой, как будто она дословно понимает нашу речь и отвечаем на ее лепетание, повторяем звуки, которые ей удается произносить. Это резко стимулирует развитие отделов мозга, ответственных за формирование речи, а также понимание каузальных (причинно-следственных) связей.
- Читаем интересные книги, не для малышков, а для вполне даже взрослых. Придумываем всевозможные рассказики, шуточки, истории, стишки, потешки, песенки. Лира очень быстро стала отвечать на направленную в ее адрес речь внимательным взглядом, улыбочками, смехом. Она пытается общаться в ответ, улюлюкает, каждый день производит новые звуки (Фу, агиги, агугу — среди наших фаворитов!)
- Только после всего вышеперечисленного стОит, на мой взгляд, задуматься о специальных пособиях. Существуют четыре основных модуля: Мунари, октаэдры, Гобби, а также «танцующие человечки». Такие модули можно сконструировать самостоятельно, я же заказала их у рукодельницы Татьяны, тоже Монтессори-мамочки.
Пока мы попробовали первые два. Хотите узнать больше про Монтессори-модули для малышков (0-3 месяца) и нашем опыте коммуникации с ними? Как занимаетесь/занимались с младенчиками вы? Что интересное подмечали в общении с малышами по мере их развития? Пишите мне в Директ @tania_medvedeva_science