Вот под каким необычным соусом можно преподнести ребенку (да и взрослому тоже) идею о круговороте воды в природе. А я сделала небольшой “мультик”, в котором сама нарисовала все основные процессы, которые происходят с водой на ее замысловатом пути.
Итак, поехали! Смотрим видео, а ниже я привела краткие записи для вашего удобства.
- большая часть воды находится в мировом океане
- вода испаряется с его поверхности (из жидкого состояния переходит в газообразное)
- чем выше, тем холоднее: пар остывает и конденсируется (из газообразного состояния переходит в жидкое)
- капельки собираются вместе, образуя облака (молекулы воды вообще “любят” прилепляться друг к другу – это называется когезия)
- облака переносит ветер
- когда облака набирают критическую массу (то есть силы гравитации оказываются сильнее силы “приклеивания” частичек воды друг к другу) – идет дождь (ну или снег, или град – здесь все зависит от внешних условий, таких как температура и давление “за бортом”)
- а еще вода может “сбежать” из ледника (вы же слышали, что они активно таят?)
- вся эта красота стекает вниз, образуя реки, озера, насыщая подземные природные “водопроводы”
- но куда бы не бежала вода, все равно она рано или поздно возвращается в мировой океан
Получается, если динозавры пили воду из какого-то древнего ручья или озера, то она испарилась, превратилась в облако, пронеслась над землей и пролилась дождем на землю много-много-много раз, очутившись, например, в скважине, а затем и в бутылке с питьевой водой. И наконец, в вашем стакане!
При этом сами молекулы – наши знаменитые аш-2-о (H2O) при этом не распадались – разрушались и создавались лишь связи между этими молекулами. Но про молекулы и атомы мы поговорим с вами отдельно, а пока предлагаю выполнить несколько простых заданий:
1.Обсудите с ребенком:
-какая бывает вода (лед, жидкая вода, пар)
-почему вода может переходить из одного состояния в другое
-почему нельзя пить соленую воду
2.Посмотрите вместе ролик и нарисуйте (слепите?) круговорот воды в природе
3.Поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок побудет учителем и расскажет, что ему известно о круговороте воды в природе (кстати, это не просто игра, а инновационный педагогический прием Teach Back, в рамках которого мы можем убедиться, что собеседник все понял и может новые знания применить)
Подробнее об этом методе, а также о том, как его применять, в моей новой книге “Хочу учиться! Вызываем интерес к учебе по методу STEAM.”
https://alpinabook.ru/catalog/book-khochu-uchitsya/