Мой блог

STEAM-лаборатория Тани Медведевой: выпуск 1 Круговорот воды в природе

Я стала коллекционировать детские книги с красивыми иллюстрациями задолго до того, как у меня появились дети или же я сама стала писателем. Одна из жемчужин моей коллекции – книга под названием “Мы – звездная пыль”. Помимо волшебных картинок, в ней удивительный текст: что-то среднее между нонфикшн и притчей. На одном из разворотов пронзительно-любопытная мысль: воду в твоем стакане пили когда-то динозавры. 

Вот под каким необычным соусом можно преподнести ребенку (да и взрослому тоже) идею о круговороте воды в природе. А я сделала небольшой “мультик”, в котором сама нарисовала все основные процессы, которые происходят с водой на ее замысловатом пути.

Итак, поехали! Смотрим видео, а ниже я привела краткие записи для вашего удобства.


  • большая часть воды находится в мировом океане
  • вода испаряется с его поверхности (из жидкого состояния переходит в газообразное)
  • чем выше, тем холоднее: пар остывает и конденсируется (из газообразного состояния переходит в жидкое)
  • капельки собираются вместе, образуя облака (молекулы воды вообще “любят” прилепляться друг к другу – это называется когезия)
  • облака переносит ветер
  • когда облака набирают критическую массу (то есть силы гравитации оказываются сильнее силы “приклеивания” частичек воды друг к другу) – идет дождь (ну или снег, или град – здесь все зависит от внешних условий, таких как температура и давление “за бортом”) 
  • а еще вода может “сбежать” из ледника (вы же слышали, что они активно таят?)
  • вся эта красота стекает вниз, образуя реки, озера, насыщая подземные природные “водопроводы”
  • но куда бы не бежала вода, все равно она рано или поздно возвращается в мировой океан

Получается, если динозавры пили воду из какого-то древнего ручья или озера, то она испарилась, превратилась в облако, пронеслась над землей и пролилась дождем на землю много-много-много раз, очутившись, например, в скважине, а затем и в бутылке с питьевой водой. И наконец, в вашем стакане!

При этом сами молекулы – наши знаменитые аш-2-о (H2O) при этом не распадались – разрушались и создавались лишь связи между этими молекулами. Но про молекулы и атомы мы поговорим с вами отдельно, а пока предлагаю выполнить несколько простых заданий:

1.Обсудите с ребенком:
-какая бывает вода (лед, жидкая вода, пар)
-почему вода может переходить из одного состояния в другое
-почему нельзя пить соленую воду

2.Посмотрите вместе ролик и нарисуйте (слепите?) круговорот воды в природе 


3.Поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок побудет учителем и расскажет, что ему известно о круговороте воды в природе (кстати, это не просто игра, а инновационный педагогический прием Teach Back, в рамках которого мы можем убедиться, что собеседник все понял и может новые знания применить) 

Подробнее об этом методе, а также о том, как его применять, в моей новой книге “Хочу учиться! Вызываем интерес к учебе по методу STEAM.” 
https://alpinabook.ru/catalog/book-khochu-uchitsya/


Научные эксперименты