STEAM-лаборатория Тани Медведевой: выпуск 1 Круговорот воды в природе
Я стала коллекционировать детские книги с красивыми иллюстрациями задолго до того, как у меня появились дети или же я сама стала писателем. Одна из жемчужин моей коллекции – книга под названием “Мы – звездная пыль”. Помимо волшебных картинок, в ней удивительный текст: что-то среднее между нонфикшн и притчей. На одном из разворотов пронзительно-любопытная мысль: воду в твоем стакане пили когда-то динозавры.
Вот под каким необычным соусом можно преподнести ребенку (да и взрослому тоже) идею о круговороте воды в природе. А я сделала небольшой “мультик”, в котором сама нарисовала все основные процессы, которые происходят с водой на ее замысловатом пути.
Итак, поехали! Смотрим видео, а ниже я привела краткие записи для вашего удобства.
большая часть воды находится в мировом океане
вода испаряется с его поверхности (из жидкого состояния переходит в газообразное)
чем выше, тем холоднее: пар остывает и конденсируется (из газообразного состояния переходит в жидкое)
капельки собираются вместе, образуя облака (молекулы воды вообще “любят” прилепляться друг к другу – это называется когезия)
облака переносит ветер
когда облака набирают критическую массу (то есть силы гравитации оказываются сильнее силы “приклеивания” частичек воды друг к другу) – идет дождь (ну или снег, или град – здесь все зависит от внешних условий, таких как температура и давление “за бортом”)
а еще вода может “сбежать” из ледника (вы же слышали, что они активно таят?)
вся эта красота стекает вниз, образуя реки, озера, насыщая подземные природные “водопроводы”
но куда бы не бежала вода, все равно она рано или поздно возвращается в мировой океан
Получается, если динозавры пили воду из какого-то древнего ручья или озера, то она испарилась, превратилась в облако, пронеслась над землей и пролилась дождем на землю много-много-много раз, очутившись, например, в скважине, а затем и в бутылке с питьевой водой. И наконец, в вашем стакане!
При этом сами молекулы – наши знаменитые аш-2-о (H2O) при этом не распадались – разрушались и создавались лишь связи между этими молекулами. Но про молекулы и атомы мы поговорим с вами отдельно, а пока предлагаю выполнить несколько простых заданий:
1.Обсудите с ребенком: -какая бывает вода (лед, жидкая вода, пар) -почему вода может переходить из одного состояния в другое -почему нельзя пить соленую воду
2.Посмотрите вместе ролик и нарисуйте (слепите?) круговорот воды в природе
3.Поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок побудет учителем и расскажет, что ему известно о круговороте воды в природе (кстати, это не просто игра, а инновационный педагогический прием Teach Back, в рамках которого мы можем убедиться, что собеседник все понял и может новые знания применить)